Порядок работы в режиме Ресторан - официант

Порядок работы в режиме Ресторан - официант

Режим Ресторан - официант позволяет производить обслуживание клиентов в ресторанах, небольших кафе, барах и многих других видах заведений. Особенностью этого режима является использование одного гостевого счета, который открывается при появлении клиента в заведении и закрывается после завершения обслуживания. Во время обслуживания официант вносит в счет заказы, которые делает клиент, отмечает изменение места размещения если клиент пересел, может разделять счета и принимать оплату заказов.

В режиме Ресторан - официант можно реализовать следующие варианты обслуживания посетителей:

Выбор варианта определяется значением параметра PaymentMode режима работы точки обслуживания.

На приведенной схеме голубая стрелка показывает последовательность действий для варианта с разделением функций официанта и кассира, зеленая — для варианта с объединением функций официанта и кассира, с использованием пречеков, а оранжевая — для варианта с объединением функций официанта и кассира, без использования пречеков.

Рисунок 16.20. Последовательность выполнения технологических операций в разных вариантах обслуживания клиентов


Обслуживание с разделением функций официанта и кассира

При обслуживании с разделением функций официанта и кассира, официант может создавать гостевые счета, принимать заказы, передавать счета в оплату или для погашения долга. Оплату счетов и пречеков осуществляет кассир, при этом официант только приносит кассиру деньги и средства оплаты и возвращает клиентам сдачу.

Обслуживание клиента начинается с открытия официантом гостевого счета. При открытии можно сразу указать место размещения. Это можно сделать на плане зала или ввести номер места размещения с клавиатуры.

Официант принимает заказ клиентов и регистрирует его. В момент регистрации заказа на кухне происходит печать марок для начала приготовления заказанных клиентами блюд. Если блюда разделены по курсам, то для каждого курса печатается отдельная марка.

После завершения приготовления блюд, которые указаны в марке заказа, повар подносит марку к устройству, которое считывает распечатанный на марке штрих-код. В результате этого, на POS-терминал официанта приходит сообщение о готовности заказа.

Рисунок 16.21. Заголовок экрана режима с отметкой о пришедшем сообщении


В сообщении указывается номер счета и список приготовленных блюд.

Рисунок 16.22. Экран режима с сообщением о готовности заказа


Официант забирает блюда на кухне и относит их клиентам.

В течение визита клиенты продолжают делать заказы, которые вносятся официантом в открытый гостевой счет. Также клиент может оплатить выполненные заказы, при этом счет остается открытым, и в него можно продолжать добавлять новые заказы.

Для приема оплаты официант передает счет в оплату долга или в оплату счета. Это приводит к формированию пречека, который автоматически распечатывается на принтере точки обслуживания и предъявляется клиенту. Официант берет у клиента деньги или иные средства оплаты и относит их кассиру. Кассир осуществляет прием денежных средств и возвращает фискальный чек и сдачу.

Вариант обслуживания с разделением функций официанта и кассира используется, если параметру PaymentMode присвоено значение SendOnly. Вариант используется по умолчанию.

Официанту доступны следующие операции:

Обслуживание с объединением функций официанта и кассира, с использованием пречеков

Обслуживание с объединением функций официанта и кассира, с использованием пречеков, может использоваться если прием заказов и их оплата выполняются одним и тем же сотрудником. Этот вариант режима работы позволяет выполнять расчеты с клиентами непосредственно в режиме Ресторан - официант.

Этот вариант обслуживания посетителей используется, если параметру PaymentMode присвоено значение SendAndPay.

Обслуживание с объединением функций официанта и кассира, без использования пречеков

Обслуживание с объединением функций официанта и кассира, без использования пречеков используется в том случае, если технология обслуживания не предусматривает предъявления пречеков клиенту перед оплатой. Обычно этот вариант используется в барах.

Как и в предыдущем случае, официант (бармен) открывает счет и принимает заказы, но оплата происходит сразу, без согласования пречека с клиентом. Кроме того, можно производить оплату пречеков, которые остаются после прерывания оплаты.

Этот вариант обслуживания посетителей используется, если параметру PaymentMode присвоено значение PayOnly.

Официанту (бармену) доступны следующие операции:

В режиме Ресторан - официант при любом варианте обслуживания посетителей можно выполнять стандартные операции

Различия в контекстном меню счета при использовании разных вариантов обслуживания посетителей

Обслуживание с разделением функций официанта и кассира

Обслуживание с объединением функций официанта и кассира, с использованием пречеков

Обслуживание с объединением функций официанта и кассира, без использования пречеков

Стартовый экран режима Ресторан - официант

В зависимости от выбранной в заведении схемы работы, в режиме Ресторан - официант пользователь может работать с планом зала или со списком гостевых счетов.

При использовании плана зала, он отображается на стартовом экране. На плане обозначаются столики, оборудование и устройства. Места размещения, на которых есть открытые счета, выделяются другим цветом.

Рисунок 16.23. Стартовый экран режима с планом зала


Если план зала не используется, то в стартовом экране режима выводится список гостевых счетов открытого торгового дня.

Рисунок 16.27. Стартовый экран режима со списком гостевых счетов


По умолчанию заказы гостевого счета не выводятся в таблице. Чтобы включить режим отображения заказов гостевого счета, нажмите на кнопку .

Рисунок 16.28. Список гостевых счетов с просмотром заказов выбранного счета


Для отключения режима отображения заказов гостевого счета нажмите на кнопку .

Поиск по номеру места размещения в списке гостевых счетов

При использовании аппаратной клавиатуры, в списке гостевых счетов можно использовать быстрый поиск по номеру места размещения. Введите номер c цифрового блока клавиатуры при просмотре экрана со списком гостевых счетов. Номер будет отображен в верхней части экрана, над списком. Список гостевых счетов будет отфильтрован по номеру места размещения.

Рисунок 16.29. Быстрый поиск в списке гостевых счетов


Используйте клавишу Esc для очистки номера, по которому проводился поиск.